Как самостоятельно заправить кондиционер

Кондиционеры давно уже перестали быть роскошью, их можно встретить как в элитных апартаментах, так в обычных квартирах. Они установлены в огромных производственных цехах и в маленьких мастерских. Без них невозможно представить современный магазин, как гипермаркет, так и небольшой ларек. В офисах они тоже присутствуют повсеместно. Самым распространенным типом кондиционера на сегодня является сплит-система. Вот о заправке таких кондиционеров мы сегодня и поговорим.

 Когда нужно заправлять кондиционер

 Новые сплит-системы поставляются с завода-изготовителя в заправленном виде. Фреона в них достаточно для стабильной работы при условии, что длина трассы была 5-7 метров. Но вот прошло два, три года, а может быть и чуть больше, и вы обратили внимание на то, что прохлады от вашего кондиционера стало меньше, а штуцеры на наружном блоке покрылись изморозью. Это признак того, что в агрегате не хватает фреона. А значит, пришла пора заправлять кондиционер.

 Инструменты, необходимые для заправки

 Оговорюсь сразу, если вы решили заправлять сплит-систему самостоятельно, то без специального инструмента вам не обойтись. Купить его проблем не составит, вот только он не самый дешевый. Если вы хозяин одного–единственного кондиционера, то вам дешевле будет вызвать мастера, а вот если у вас их более 5 штук, тогда есть смысл в покупке специального инструмента.

 Для работы нам понадобится:

  • вакуумный насос. Нужен будет небольшой двухконтурный насос с масляным уплотнением;
  • заправочный коллектор. Если вы не собираетесь профессионально заниматься кондиционерами, вам подойдет недорогая модель с обычными стрелочными манометрами;
  • набор шлангов для коллектора. В настоящее время в бытовых сплит-системах используется фреон двух марок – R22 и R410. Диаметры штуцеров у них разные, так что использовать один и тот же комплект шлангов для двух разных марок газа не удастся;
  • два разводных ключа и отвертка;
  • бытовые электронные весы. Есть специальные, но они намного дороже;
  • баллон с газом R22 или R410. Какой именно нужен, читайте дальше.

 Какой газ нужен для вашего кондиционера

 Существуют более 10 марок фреона. Бытовые сплит-системы заправляют фреоном R22 или R410. Посмотреть это можно на шильдике наружного блока кондиционера. Там указана марка фреона и его количество. Вот вы и узнали, какой фреон вам необходим. Продается он в баллонах, R22 весит 13,6 килограмма, R410 чуть легче – 11,3 кг. Есть килограммовые баллоны, но про них мы сейчас вспоминать не будем. Для их использования нужны дополнительные переходники.

 Начинаем заправлять

 Самым простым способом считается заправка по весам. Этим способом мы с вами и воспользуемся. Перед тем как начать заправку, нужно проверить качество затяжки гаек в местах присоединения медных трубок к наружному блоку. Как правило, за время эксплуатации затяжка гаек немного ослабевает и именно через них начинается утечка фреона.

При помощи двух разводных ключей гайки нужно подтянуть. Одним ключом нужно придерживать клапан, вторым подтягивается гайка. Делать это нужно осторожно. Клапан и гайка сделаны из латуни, поэтому сорвать на них резьбу не так сложно, как кажется.

Теперь нам нужно подготовить коллектор. Внизу коллектора есть 3 штуцера, к ним подсоединяем шланги. Там все очень просто. К штуцеру синего крана крепится синий шланг, к штуцеру красного, соответственно, красный. Хотя его можно и не подключать, для заправки по весам он не понадобится. Желтый шланг подключаем к среднему штуцеру. Дальше ключом нужно ослабить колпачок на заправочном клапане кондиционера. Откручиваем его и подключаем к нему синий шланг от коллектора.

Манометр коллектора покажет остаточное давление в магистрали кондиционера. Его нужно полностью сбросить. Для этого открываем синий кран на коллекторе и ждем, пока весь газ выйдет наружу через желтый шланг. Теперь удалим остатки газа, влаги и воздуха из системы. Для этого к желтому шлангу подключаем вакуумный насос и включаем его. На коллекторе закрываем красный кран, он будет закрыт всю процедуру заправки, поэтому о нем больше говорить не будем. Синий кран во время вакуумирования должен быть открыт.

Вакуумирование производим, пока показания синего манометра не упадут ниже 0, до -1 атмосферы. Закрываем синий кран на коллекторе и только потом выключаем вакуумный насос. Отсоединяем желтый шланг от насоса. Если вы все сделали правильно, показания манометра так и останутся на -1. Если давление изменится и на манометре будет 0, вы что-то сделали неправильно. Повторите всю процедуру снова.

Вот и пришло время для заправки кондиционера фреоном. Баллон с газом подключается к желтому шлангу. В нем есть немного воздуха. Для того чтобы избежать его попадания в кондиционер, нужно открыть кран на баллоне и на пару секунд ослабить резьбовое соединение шланга с коллектором. Так вы продуете шланг фреоном, удалив из него воздух.

Теперь переверните баллон кверху дном и установите его на весы. Если у весов есть функция «тара», можно воспользоваться ей. Теперь открывайте синий кран на коллекторе и следите за показаниями весов. Как только вес баллона уменьшится на количество, указанное в шильдике, синий кран коллектора нужно закрыть. Все, заправка закончена!

Снимаем баллон с весов и закрываем на нем кран. Аккуратно отсоединяем шланг от баллона. Внутри шланга сейчас фреон, и он под давлением. Попадание его на руку может вызвать обморожение. Также аккуратно отсоединяем синий шланг от кондиционера, в нем тоже есть давление.

Все, осталось только закрутить колпачок на заправочном клапане. Теперь ваш кондиционер полностью заправлен. Не поленитесь очистить радиатор наружного блока от пыли и грязи, которой он забит. Заправка и эта нехитрая процедура помогут вашему кондиционеру прослужить вам еще не один сезон.